Музей под открытым небом

Газета Пенсионеры Подмосковья
№35 (102) 10-16 сентября 2009 года

Древние люди верили, что камень обладает душой. И, правда, каждый кусочек камня по-своему неповторим, особенно в руках талантливого мастера. А если этот камень - мрамор, а мастер наделён особым даром его чувствовать, то из-под его руки появляются настоящие шедевры, поражающие изяществом и гармонией форм. А теперь представьте эти великолепные произведения искусства под открытым небом среди подмосковного пейзажа на берегу реки...

Именно такой уникальный скульптурно-ландшафтный парк создал на своём участке в Истринском районе народный художник России скульптор Сергей Казанцев. И этот парк вместе с художественной галереей, где собраны лучшие его работы, Сергей Сергеевич подарил Московской области.
Уже сейчас любой желающий может посетить парк и насладиться великолепным ландшафтом на берегу реки Истры и творениями рук человеческих. Величественная колоннада из 80 колон только указывает на границы парка, ничем более неогороженного. О создании парка скульптур, как и любой художник, Сергей Казанцев мечтал давно. И воплощать свою идею начал много лет назад. Кстати сказать, парк с галереей - это вообще уникальное явление в России.
- Путь от основания парка до передачи его государству, - говорит Сергей Сергеевич, - был долгим и тернистым. - У всех художников есть мечта о создании духовного центра, и каждый по силам её реализует. У меня появилась такая возможность, и я ею воспользовался. Основал на двух гектарах своей земли парк вокруг творческой мастерской с художественной галереей. Сейчас появилась острая необходимость общественной работы внутри парка и моей галереи, потому как всё чаще стали приходить люди из ближайших домов отдыха, пансионатов, школьники на экскурсии. Чтобы принимать этот поток экскурсантов, нужен целый штат сотрудников. Я не могу всех принять. И не только потому, что это отнимает много времени от творчества, для этого нужна специальная подготовка.
Парк существует с 2003 года, а задумывался давно, как только я начал работать под Истрой, почти 20 лет назад. За пять лет мне удалось на земле, которую я взял в собственность, сформировать пространство для открытой выставки скульптур, которые я создаю, и ограничить его античной колоннадой из искусственного камня, что создало определённый статус, настолько пространство, мною сотворённое, отличается от существующих рядом.
Сергей Казанцев, создавая свой парк, использовал естественный ландшафт, подсаживая в год до 100 деревьев. Причём только тех, что и в округе растут: ели, берёзы, сосны, чтобы подчеркнуть конструкцию парка с прудом, в котором будет комфортно ходить по дорожкам, также уже вымощенным скульптором от одной композиции к другой. Здесь всё рассчитано на своеобразное созерцание скульптуры в том ландшафте, который исторически сложился на берегу реки Истры. И это самое большое его достижение.
Ландшафт требует иногда специально созданной композиции, а не только уже готовых скульптур. Формирование парка шло параллельно с работой над образами людей, духовно значимых для человечества, как, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Леонардо да Винчи, которые очень уместны в парке. Художник насытил его не только какими-то пластическими формами, но и содержательными скульптурами. Здесь всё органично, тот, кто попадает в парк, сразу ощущает удивительную гармонию ландшафта с пластикой скульптуры, созданной из самых разнообразных материалов - от благородного мрамора до привычной бронзы.
Встречает посетителей композиция «Наши деды - славные победы». Эту работу Сергей Казанцев сделал прежде всего для своих детей. Их дед из соседней деревни Лобаново ушёл воевать в 1941-м и в 1945-м пришёл победителем. Он считает, что экскурсию по парку надо начинать с того, чтобы напоминать молодёжи, что наши Деды были в ХХ-веке победителями. Другая масштабная композиция «Троица» - символ бога трёхметровой высоты из цветного базальта установлена перед входом в галерею. Она открывает для посетителей возможности отечественного камня. Его, к сожалению, мало используют, поскольку базальт труден в обработке. Во время прогулки по парку можно встретить как оригинальные композиции, так и варианты уже знакомых образов, созданных скульптором в разные годы и украшающих площади и улицы разных городов и собрания ведущих российских музеев. Сам художник хотел бы добавить ещё и другие композиции. Над одной из них он как раз и работает. Это образ святителя Дмитрия Ростовского (скоро исполнится 300 лет со дня кончины этого величайшего из просветителей XVII века). Работает скульптор и над образом патриарха Никона - основателя Новоиерусалимского монастыря, который находится неподалёку.
Помимо галереи с мастерской и самого парка, художник передаёт в дар государству и огромное количество своих работ из мрамора, бронзы, шамота, гипса, дерева.
- Я передаю в дар на данном этапе только то, что будет уместно в этом выставочном пространстве, - поясняет Сергей Сергеевич. - Я хотел бы отдать все свои произведения в музей современного искусства, каким я его себе мыслю. Но для этого необходима дополнительная выставочная площадка. Надеюсь, что в будущем появится возможность расширить пространство и выставлять не только мои произведения, но и других современных художников.

Марина АЛЕКСАНДРИНА