Достояние публики.

Уникальный скульптурно-ландшафтный парк создан в Истринском районе


Ещё Антон Павлович Чехов в своё время говорил: «Если бы каждый человек на клочке своей земли сделал бы всё от него зависящее, как прекрасна бы стала земля наша». Народный художник России скульптор Сергей Казанцев сделал даже больше, чем это возможно, создав уникальный парк на своём участке в Истринском районе. И этот парк вместе с художественной галереей, где собраны лучшие его работы, Сергей Сергеевич хочет подарить Московской области.

Уже сейчас любой желающий может посетить этот парк и насладиться великолепным ландшафтом на берегу реки Истры и творениями рук человеческих. Величественная колоннада из 80 колон только указывает на границы парка, ни чем более неогороженного. Школьники Истринского района не раз уже бывали в гостях у народного художника России, помогали сажать деревья в парке и даже на одной из конференций посвятили его творчеству несколько докладов. И именно то, что подрастающее поколение воспитываются на лучших образцах культуры, современного искусства Сергей Казанцев считает самой важной частью своего культурно-просветительского проекта.

О создании парка скульптур, как и любой художник, Сергей Казанцев мечтал давно. И воплощать свою идею начал много лет назад, считая главной задачей художника - помочь людям увидеть духовное начало в созданном Всевышним мире.

Теперь скульптору предстоит изменить статус своего парка скульптур. Из частного он станет общедоступным, государственным. Сергей Казанцев надеется при помощи Министерства культуры Московской области, которое подержало его идею, вывести парк на этот новый уровень. Кстати сказать, парк с галереей - это вообще уникальное явление в России.

- Путь от основания парка до передачи его государству, - говорит Сергей Сергеевич, - был долгим и тернистым. - У всех художников есть мечта о создании духовного центра и каждый по силам её реализует. У меня появилась такая возможность, и я ей воспользовался. Основал на двух гектарах своей земли парк вокруг творческой мастерской с художественной галереей. Сейчас появилась острая необходимость общественной работы внутри парка и моей галереи, потому как всё чаще стали приходить люди из ближайших домов отдыха, пансионатов, школьники на экскурсии. Чтобы принимать этот поток экскурсантов, нужен целый штат сотрудников. Я не могу всех принять и не только потому, что это отнимает много времени от творчества, для этого нужна специальная подготовка. Художник, прежде всего, творец, он создаёт произведения искусства, а пропагандировать своё творчество, как правило, у него не получается.

Парк существует с 2003 года, а задумывался давно, как только я начал работать под Истрой, почти 20 лет назад. За пять лет мне удалось на земле, которую я взял в собственность, сформировать пространство для открытой выставки скульптур, которые я создаю, и ограничить его античной колоннадой из искусственного камня, что создало определённый статус. Это духовное пространство сразу чётко прочитывается. Люди попадают в ирреальный мир, переживают какой-то шок, им сложно осознать, где они оказались, настолько пространство мною сотворённое отличается от существующих рядом.

Сергей Казанцев, создавая свой парк, использовал естественный ландшафт, подсаживая в год до ста саженцев деревьев. Причём только тех, что и в округе растут: ели, берёзы, сосны, чтобы подчеркнуть конструкцию парка с прудом, в котором будет комфортно ходить по дорожкам, также уже вымощенным скульптором от одной композиции к другой. Здесь всё рассчитано на своеобразное созерцание скульптуры в том ландшафте, который исторически сложился на берегу реки Истры. И это самое большое его достижение. Русский парк и должен создаваться именно на основании того среднерусского ландшафта, который сложился на протяжении тысячелетий. Это так важно для Подмосковья, где идёт экспансия строительства, сухой конструктивной застройки, полностью искажающей природную красоту и неповторимость.

- Единственное, что мы взяли из европейской культуры создания парков - это газон, - говорит Сергей Сергеевич. - Да, это одна из форм создания парков. Но ведь парк рождается на нашей исконно русской земле. Подмосковье имеет свой ландшафт, неповторимый и он должен развиваться так, чтобы это не был ландшафт Дании или Норвегии. Надо сохранять свою самобытность, культуру и нам художникам популяризировать её.

Ландшафт требует иногда специально созданной композиции, а не только уже готовых скульптур. Формирование парка шло параллельно с работой над образами людей, духовно значимых для человечества, как, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Леонардо да Винчи, которые очень уместны в парке. Художник насытил его не только какими-то пластическими формами, а и содержательными скульптурами. Здесь всё органично, тот, кто попадает в парк, сразу ощущает удивительную гармонию ландшафта с пластикой скульптуры, созданной из самых разнообразных материалов – от благородного мрамора до привычной бронзы.

Встречает посетителей композиция «Наши деды - славные победы». Эту работу Сергей Казанцев сделал, прежде всего, для своих детей. Их дед из соседней деревни Лобаново ушел воевать в 1941-м и в 1945-м пришёл победителем. Он считает, что экскурсию по парку надо начинать с того, чтобы напоминать молодёжи, что наши деды были в XX веке победителями. Другая масштабная композиция «Троица» - символ бога три метра высотой из цветного базальта установлена перед входом в галерею. Она открывает для посетителей возможности отечественного камня. Его, к сожалению, мало используют, поскольку базальт труден в обработке. Во время прогулки по парку можно встретить как оригинальные композиции, так и варианты уже знакомых образов, созданных скульптором в разные годы и украшающих площади и улицы разных городов и собрания ведущих российских музеев. Сам художник хотел бы добавить ещё и другие композиции. Над одной из них он как раз и работает. Это образ святителя Дмитрия Ростовского, скоро исполнится 300 лет со дня кончины этого величайшего из просветителей XVII века. Поначалу это был заказ. Памятник планировалось установить в Ростове Великом к памятной дате. Правда, когда дело коснулось финансирования работ, заказчики испарились. Но Сергей Казанцев настолько увлечён этим образом, что не прекращает работу. И сейчас его волнует вопрос, где взять средства на фундамент. За последние пять лет художник немало работ выполнил на собственные средства. Только в Истре на главных площадях и улицах стоят три подаренных им памятника: Леонардо да Винчи, аллегория Истры и Святой Мартин. Работает скульптор и над образом патриарха Никона – основателя Ново-Иерусалимского монастыря, который находится неподалёку.

Скульптура в парках близка человеку, понятна, он может подойти к ней и потрогать. Она соразмерно человеческой фигуре. Всё это даёт право говорить о том, что сейчас очень актуальна необходимость создания таких парков, которые будут находиться внутри поселений и городов.

- У нас много художников, которые хотят поделиться своими знаниями, своими творениями с современниками, - говорит Сергей Казанцев. - Создание парков, подобных моему, не требует капитальных вложений, чем больше их будет, тем лучше для всего общества. Важно, что они наполнены энергетикой и результат их воздействия на людей очень мощный. Достаточно показательно, что при совершенно свободном проходе в мой парк за прошедшие пять лет никто ничего не испортил, не повредил.

Поначалу была договоренность с местными властями и лесхозом сделать парк на пяти гектарах земли. Три из них должен был выделить лесхоз, но сейчас речь идёт о том, что я должен платить за них арендную плату, а это удовольствие выливается в довольно внушительную сумму. Дальнейшее развитие парка поэтому тормозится. Мне как профессионалу хочется создать такой парк, чтобы он имел общегосударственный статус. Также как и галерея. Когда я строил мастерскую, она сразу задумывалась с выставочным залом. Я его наполнил изобразительными формами: скульптурами, картинами.
Помимо галереи с мастерской и самого парка, художник передаёт в дар государству и огромное количество своих работ из мрамора, бронзы, шамота, гипса, дерева.

– Я передаю в дар на данном этапе только то, что будет уместно в этом выставочном пространстве, - поясняет Сергей Сергеевич. - Я хотел бы отдать все свои произведения в музей современного искусства, каким я его себе мыслю. Но для этого необходимо дополнительная выставочная площадка. Должна быть действующая художественная экспозиция. На первом этапе оформлена экспозиция в построенной мной галерее. Надеюсь, что в будущем появится возможность расширить пространство и выставлять не только мои произведения, но и других современных художников.

Человек счастлив только тогда, когда он может созидательно жить. Я рад, что мои близкие поддерживают меня. Все мои дети получили художественное образование, все творцы. Они получают удовлетворение от созидательной деятельности. Бог им в помощь Они разделяют мою идею – создание такого духовного и культурного центра. Если государство меня поддержит хорошо, но я и без поддержки своими силами уже многое сделал. Нам художникам вообще везёт, мы общаемся с величайшими людьми прошлого и настоящего через свою работу, творчество. И это гораздо важнее всего остального.

Марина АЛЕКСАНДРИНА
"Ежедненвные новости подмосковья"
14 августа 2009 года, пятница